Skip to content

Твоя аспирантура

Процесс подготовки и защиты диссертации

  • Файлы для аспирантов
  • Каталог конференций
  • Публикации и статьи
  • Адреса постдоков и грантов
  • Фонды и организации
  • Аспирантуры России
  • Аспирантуры Москвы
  • Аспирантуры Санкт-Петербурга
  • Контакты
  • Toggle search form

XII Междисциплинарная научная конференция “Все миражи мира: иллюзия в литературе и искусстве”

Posted on 6 января 2025 By admin Комментариев к записи XII Междисциплинарная научная конференция “Все миражи мира: иллюзия в литературе и искусстве” нет

eLIBRARY

К публикации принимаются статьи объёмом от 5 до 20 страниц.

Институт русской литературы (Пушкинский Дом)


24 - 25 апреля 2025 года
г. Санкт-Петербург

XII
междисциплинарная научная конференция в рамках проекта «Неканоническая
эстетика» будет посвящена проблемам обманчивого, искаженного восприятия
действительности; миражам, связанным со свойственным человеку представлением о
реальности; разного рода заблуждениям, на которых строится жизнь и которые во
многом ее определяют. Иллюзия является важной составляющей социальной жизни
человека. Создавая иллюзии, человек осмысляет действительность, ищет свое место
в жизни, рефлексирует и тем самым познает реальность, а ее постижение только
рациональными способами невозможно. Иллюзия дает возможность создать
собственный идеальный мир, соответствующий его ценностям, желаниям,
устремлениям.

 

Понятия
«мираж» и «иллюзия» семантически близки. В переносном значении мираж — это
обманчивый призрак чего-нибудь, иллюзия, а иллюзия — обман чувств, нечто
кажущееся, не соответствующее действительности. Ж. Бодрийяр считает, что
иллюзия проистекает «из способности через изобретение различных форм вырывать что-то
у реальности, противопоставлять ей нечто иное, переходить на обратную сторону
зеркала, где изобретаются иные игры и иные правила игры». В обыденном плане
понятие «иллюзия» употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило,
нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана. Стремление к
иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой
человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от реальности, жаждущего
надежды или удовольствия. И даже происхождение искусства можно объяснить
потребностью в иллюзиях (К. Ланге), а Ж. Бодрийяр называет искусство отточенной
иллюзией («Эстетика иллюзий и эстетика утраты иллюзий»). С этой точки зрения
интерес представляет соотношение в литературе и культуре иллюзии и различных
видов реальности (субъективной, повседневной, виртуальной и пр.), которые
находят отражение в искусстве, соединение реального и иллюзорного (например,
оп-арт и имп-арт в живописи). Иллюзия искажает восприятие действительности,
противоречит осознанным ее закономерностям и тем самым требует их нового,
углубленного рассмотрения, а также исследования механизмов восприятия. Наиболее
ярко это отражено в живописи и графике («Сорока на виселице» П. Брейгеля
Старшего, «Ваза» Э. Рубина, «невозможные объекты» М. К. Эшера, «Лестница»
Рёйтерсверда-Пенроуза и т. п.).

 

Источником
иллюзий часто становятся потаенные желания или нереализованные мечты, поэтому
анализ иллюзий приближает к пониманию бессознательного. Наши представления о
мире основаны на том, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем. Но еще
древнегреческий скептик Секст Эмпирик писал о том, что органы чувств у людей
устроены по-разному, поэтому и картина мира у каждого своя, а Д. Юм считал:
единственно возможная для нас действительность – мир собственных чувств и
ощущений, то есть мир иллюзий и миражей. Литература предлагает множество
произведений, в которых герои-мечтатели живут иллюзиями («Утраченные иллюзии» О.
де Бальзака, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова поздние
повести И. С. Тургенева, «Мираж» А. Н. Толстого, «Иллюзии» Р. Баха и др.). Феномен
иллюзиисамообмана всесторонне исследовали философы-экзистенциалисты (С.
Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Наконец, искаженное восприятие
действительности может быть связано с необычными физиологическими состояниями
субъекта, под воздействием опьяняющих веществ или различных эмоций и аффектов,
вызывающих галлюцинации.

 

Кроме
зрительных, слуховых и тактильных, литература и культура часто обращаются к
временны́ м иллюзиям, когда время воспринимается как замедляющееся,
останавливающееся, ускоряющееся или идущее вспять. Само будущее — это тоже
иллюзия. При восприятии художественного произведения может возникать
эстетическая иллюзия (понятие разработано еще Э. Гомбрихом и развернуто в
работах В. Нелла, В. Вольфа и др.). Сходное явление в киноведении или изучении
видеоигр исследователи называют погружением (Л. Эрми и Ф. Марья, Я.-Н. Тон). Создание
иллюзий реальности стало двигателем развития кинематографа, классическим
размышлением на тему иллюзорности казалось бы документального способа отражения
действительности средствами фотографии и кино стал фильм М. Антониони
«Фотоувеличение» (Blow up,
1966); фильм «Кинг-Конг» в 2006 г. получил премию «Оскар» за лучшие визуальные
эффекты, которые включают компьютерную графику и всевозможные оптические
иллюзии, но были и «Звездные войны», «Парк юрского периода», «Властелин колец»
и многие другие.

 

Организаторы
конференции предлагают обсудить круг проблем, связанных с репрезентацией
литературой и искусством различных видов иллюзий:

·        
эстетическая
иллюзия в литературе и искусстве;

·       
иллюзия
как мечта / самообман в художественном произведении;

·        
социальные
иллюзии в литературе и искусстве, утопия и антиутопия как варианты возможного
будущего;

·        
причины
возникновения иллюзий в произведениях искусства и механизмы их создания;

·        
симулякр
и дип-фейк и их роль в эстетике искусства и массмедиа;

·        
имитация
как прием в искусстве;

·        
искусство
и оккультизм, искусство и магия как способы познания мира через иллюзию;
герои-мастера магических практик; ясновидение как иллюзия будущего;

·        
функции
аффективных иллюзий в искусстве;

·       
соотношение
иллюзорного, лживого и ложного в произведениях искусства;

·        
соотношение
иллюзии и науки в фантастике.

 

Мы
будем рады участию представителей различных гуманитарных наук: историков и
теоретиков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов,
философов, социологов, политологов.

 

Темы
докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации для
эстетического освоения феноменов иллюзии в произведениях литературы и
искусства, однако аргументация исследователей должна выстраиваться на
анализе конкретных произведений
.

 

Отбор
заявок на участие в конференции будет производиться на конкурсной основе;
Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в
программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается
представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: dialog.conf2024@mail.ru и сообщить о себе краткие биографические данные
(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, представляемую организацию)
в прилагаемой заявке. Заявки принимаются до 23:59 по московскому времени 1
марта 2025 г. Результаты рассмотрения будут сообщены заявителям не позднее 23:59
по московскому времени 25 марта 2025 г.

 

По
материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN, DOI и
индексацией в РИНЦ). Сборники по материалам предыдущих конференций см.:

http://lib2.pushkinskijdom.ru/неканоническая-эстетика

Условия
публикации в сборнике будут оговорены позднее
.

 

ОРГКОМИТЕТ:

Сергей
Викторович Денисенко, д. ф. н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом)
РАН (председатель);

Антон
Олегович Дёмин, к. ф. н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН
(секретарь);

Светлана
Анатольевна Васильева, д. ф. н., профессор кафедры истории и теории литературы
Тверского государственного

университета;

Денис
Львович Карпов, к. ф. н., доцент кафедры общей и прикладной филологии
Ярославского государственного университета.

 

Заявка
на участие

Фамилия, имя отчество

Ученая степень, звание (если
имеется)

Страна, город

Представляемое учреждение /
независимый исследователь

Действующий e-mail для
связи

Участие очное / заочное

Тема доклада

Тезисы доклада

 

Дата публикации: 18.12.2024

События

Навигация по записям

Previous Post: Международная предметная олимпиада «Спектр знаний 2025»
Next Post: Международный конкурс научных статей студентов “Современная экономическая теория и развитие общества: фундаментальные и междисциплинарные исследования”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Рубрики

  • Аспирантуры России
  • Гранты
  • Документы
  • Журналы ВАК
  • Законы
  • Книги
  • Научные статьи
  • Новости
  • Паспорт специальности
  • Полезно знать
  • События
  • Статьи
  • Юмор

Архив

Избранные загрузки

  • Как опубликовать статью в иностранном журнале (2300 Загрузок)
  • Скачать шаблон кандидатской диссертации (4058 Загрузок)
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ (6585 Загрузок)

Памятка аспиранта

  • Введение
  • Базовые требования
  • Требования к диссертации
  • Действия до предзащиты
  • Предварительная защита
  • Действия после предзащиты
  • Подготовка документов
  • Структура автореферата
  • Предварительное рассмотрение работы
  • После успешного допуска
  • Действия до защиты
  • Подготовка ко дню защиты
  • Защита диссертации
  • После успешной защиты
  • Литература

Наша группа

Умные мысли

"Ключом ко всякой науке является вопросительный знак."

Оноре де Бальзак

Полезное

  • Файлы для аспирантов
  • Каталог конференций
  • Публикации и статьи
  • Адреса постдоков и грантов
  • Фонды и организации
  • Аспирантуры России
  • Аспирантуры Москвы
  • Аспирантуры Санкт-Петербурга
  • Контакты

Шаблон диссертации

СКАЧАТЬ

Руководство

  • Введение
  • Что такое аспирантура
  • Научный руководитель
  • Что делать сразу после
  • Работа с литературой
  • Определение темы
  • Кто такие испытуемые?
  • Выбор методов и методик
  • Как обращаться с данными
  • Как распределить время
  • Что необходимо сделать
  • Структура кандидатской
  • Как приступить к написанию
  • Что надо к предзащите
  • Доклад на предзащите
  • Маленькая хитрость
  • Дополнительные советы

Copyright © 2025 Твоя аспирантура.