eLIBRARY
К публикации принимаются статьи объёмом от 5 до 20 страниц.
Институт русской литературы (Пушкинский Дом)
24 - 25 апреля 2025 года
г. Санкт-Петербург
XII
междисциплинарная научная конференция в рамках проекта «Неканоническая
эстетика» будет посвящена проблемам обманчивого, искаженного восприятия
действительности; миражам, связанным со свойственным человеку представлением о
реальности; разного рода заблуждениям, на которых строится жизнь и которые во
многом ее определяют. Иллюзия является важной составляющей социальной жизни
человека. Создавая иллюзии, человек осмысляет действительность, ищет свое место
в жизни, рефлексирует и тем самым познает реальность, а ее постижение только
рациональными способами невозможно. Иллюзия дает возможность создать
собственный идеальный мир, соответствующий его ценностям, желаниям,
устремлениям.
Понятия
«мираж» и «иллюзия» семантически близки. В переносном значении мираж — это
обманчивый призрак чего-нибудь, иллюзия, а иллюзия — обман чувств, нечто
кажущееся, не соответствующее действительности. Ж. Бодрийяр считает, что
иллюзия проистекает «из способности через изобретение различных форм вырывать что-то
у реальности, противопоставлять ей нечто иное, переходить на обратную сторону
зеркала, где изобретаются иные игры и иные правила игры». В обыденном плане
понятие «иллюзия» употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило,
нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана. Стремление к
иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой
человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от реальности, жаждущего
надежды или удовольствия. И даже происхождение искусства можно объяснить
потребностью в иллюзиях (К. Ланге), а Ж. Бодрийяр называет искусство отточенной
иллюзией («Эстетика иллюзий и эстетика утраты иллюзий»). С этой точки зрения
интерес представляет соотношение в литературе и культуре иллюзии и различных
видов реальности (субъективной, повседневной, виртуальной и пр.), которые
находят отражение в искусстве, соединение реального и иллюзорного (например,
оп-арт и имп-арт в живописи). Иллюзия искажает восприятие действительности,
противоречит осознанным ее закономерностям и тем самым требует их нового,
углубленного рассмотрения, а также исследования механизмов восприятия. Наиболее
ярко это отражено в живописи и графике («Сорока на виселице» П. Брейгеля
Старшего, «Ваза» Э. Рубина, «невозможные объекты» М. К. Эшера, «Лестница»
Рёйтерсверда-Пенроуза и т. п.).
Источником
иллюзий часто становятся потаенные желания или нереализованные мечты, поэтому
анализ иллюзий приближает к пониманию бессознательного. Наши представления о
мире основаны на том, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем. Но еще
древнегреческий скептик Секст Эмпирик писал о том, что органы чувств у людей
устроены по-разному, поэтому и картина мира у каждого своя, а Д. Юм считал:
единственно возможная для нас действительность – мир собственных чувств и
ощущений, то есть мир иллюзий и миражей. Литература предлагает множество
произведений, в которых герои-мечтатели живут иллюзиями («Утраченные иллюзии» О.
де Бальзака, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова поздние
повести И. С. Тургенева, «Мираж» А. Н. Толстого, «Иллюзии» Р. Баха и др.). Феномен
иллюзиисамообмана всесторонне исследовали философы-экзистенциалисты (С.
Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Наконец, искаженное восприятие
действительности может быть связано с необычными физиологическими состояниями
субъекта, под воздействием опьяняющих веществ или различных эмоций и аффектов,
вызывающих галлюцинации.
Кроме
зрительных, слуховых и тактильных, литература и культура часто обращаются к
временны́ м иллюзиям, когда время воспринимается как замедляющееся,
останавливающееся, ускоряющееся или идущее вспять. Само будущее — это тоже
иллюзия. При восприятии художественного произведения может возникать
эстетическая иллюзия (понятие разработано еще Э. Гомбрихом и развернуто в
работах В. Нелла, В. Вольфа и др.). Сходное явление в киноведении или изучении
видеоигр исследователи называют погружением (Л. Эрми и Ф. Марья, Я.-Н. Тон). Создание
иллюзий реальности стало двигателем развития кинематографа, классическим
размышлением на тему иллюзорности казалось бы документального способа отражения
действительности средствами фотографии и кино стал фильм М. Антониони
«Фотоувеличение» (Blow up,
1966); фильм «Кинг-Конг» в 2006 г. получил премию «Оскар» за лучшие визуальные
эффекты, которые включают компьютерную графику и всевозможные оптические
иллюзии, но были и «Звездные войны», «Парк юрского периода», «Властелин колец»
и многие другие.
Организаторы
конференции предлагают обсудить круг проблем, связанных с репрезентацией
литературой и искусством различных видов иллюзий:
·
эстетическая
иллюзия в литературе и искусстве;
·
иллюзия
как мечта / самообман в художественном произведении;
·
социальные
иллюзии в литературе и искусстве, утопия и антиутопия как варианты возможного
будущего;
·
причины
возникновения иллюзий в произведениях искусства и механизмы их создания;
·
симулякр
и дип-фейк и их роль в эстетике искусства и массмедиа;
·
имитация
как прием в искусстве;
·
искусство
и оккультизм, искусство и магия как способы познания мира через иллюзию;
герои-мастера магических практик; ясновидение как иллюзия будущего;
·
функции
аффективных иллюзий в искусстве;
·
соотношение
иллюзорного, лживого и ложного в произведениях искусства;
·
соотношение
иллюзии и науки в фантастике.
Мы
будем рады участию представителей различных гуманитарных наук: историков и
теоретиков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов,
философов, социологов, политологов.
Темы
докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации для
эстетического освоения феноменов иллюзии в произведениях литературы и
искусства, однако аргументация исследователей должна выстраиваться на
анализе конкретных произведений.
Отбор
заявок на участие в конференции будет производиться на конкурсной основе;
Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в
программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается
представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: dialog.conf2024@mail.ru и сообщить о себе краткие биографические данные
(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, представляемую организацию)
в прилагаемой заявке. Заявки принимаются до 23:59 по московскому времени 1
марта 2025 г. Результаты рассмотрения будут сообщены заявителям не позднее 23:59
по московскому времени 25 марта 2025 г.
По
материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN, DOI и
индексацией в РИНЦ). Сборники по материалам предыдущих конференций см.:
http://lib2.pushkinskijdom.ru/неканоническая-эстетика
Условия
публикации в сборнике будут оговорены позднее.
ОРГКОМИТЕТ:
Сергей
Викторович Денисенко, д. ф. н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом)
РАН (председатель);
Антон
Олегович Дёмин, к. ф. н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН
(секретарь);
Светлана
Анатольевна Васильева, д. ф. н., профессор кафедры истории и теории литературы
Тверского государственного
университета;
Денис
Львович Карпов, к. ф. н., доцент кафедры общей и прикладной филологии
Ярославского государственного университета.
Заявка
на участие
Фамилия, имя отчество
Ученая степень, звание (если
имеется)
Страна, город
Представляемое учреждение /
независимый исследователь
Действующий e-mail для
связи
Участие очное / заочное
Тема доклада
Тезисы доклада
Дата публикации: 18.12.2024