Обучение в аспирантуре дает возможность общаться с умными и опытными интеллигентными людьми (профессорско-преподавательским составом). Используйте шанс перенять их опыт во всех сферах вашей профессиональной деятельности. Поскольку по окончании аспирантуры вы, скорее всего, будете работать преподавателем или научным сотрудником, посещайте лекции вашего научного руководителя, начальника кафедры, профессоров и доцентов вашей кафедры. Записывайте положительные моменты, которые могли бы использоваться вами в педагогической работе. Отмечайте, что вы можете сделать по-другому, так как критическая позиция провоцирует творческое мышление. Слушая лекцию, представьте себя на месте лектора, подумайте, как бы вы стали преподносить материал.
Посещайте публичные защиты диссертаций ваших коллег для получения наглядного представления о том, что ждет вас в случае успешного окончания обучения. Когда вы — сторонний наблюдатель, легче увидеть достоинства, недостатки, ухищрения, которые можно затем применить на своей защите. Вы увидите, как блекло выглядят некоторые работы, и не захотите оказаться в такой же ситуации и краснеть. Вы будете восхищаться достойными работами, удивляться объемам и глубине проведенных в них исследованиях и стремиться быть не хуже.
Не пренебрегайте общением со специалистами других областей, это позволит вам расширить собственный опыт и кругозор. Рассказывайте о вашей диссертации любому, кто задаст вам такой вопрос (коротко, чтобы не утомить собеседника). Постепенно вы научитесь говорить о вашей теме словами, понятными практически любому. Учтите, что в состав диссертационного совета входят специалисты одной специальности, но разных ее направлений. Поэтому ваш доклад должен быть понятным каждому. «Заумные», громоздкие выражения не только трудны для восприятия, но и вызывают у слушателя раздражение (а вовсе не демонстрируют вашу «ученость»). Если вы считаете, что собеседник не поймет сути вашей работы, значит, на данном этапе вы еще недостаточно готовы ее объяснить.
Если у вас имеется возможность, приобретите компьютер и принтер. Компьютер позволит вам удобно хранить любую информацию (выписки из литературных источников, результаты исследований, документацию), а также обрабатывать результаты не вручную, а с использованием мощных математических программ. Применение этих программ сделает доступными сложные и трудоемкие методы обработки данных, позволит при необходимости обработать весь ваш материал за один вечер. Освоив графические программы, вы сможете рисовать красивые рисунки и таблицы, которые помогут наглядно представить материал. С этих же рисунков можно заказать слайды, которые проиллюстрируют ваши доклады на конференциях или защите (поинтересуйтесь, не делают ли это в фотолаборатории вашего учебного заведения бесплатно). Если слайды вас не устраивают, можно использовать прозрачную бумагу для кодоскопов (правда, она достаточно дорогая). С помощью принтера, на этой бумаге можно напечатать рисунок, диаграмму или таблицу, а потом еще и раскрасить маркерами в разные цвета. Во время доклада такой листок кладется на кадоскоп, и изображение проецируется на экран.
Имея собственный компьютер, вы быстро его освоите, научитесь набирать текст, рисовать, что в дальнейшем сэкономит вам средства: не придется платить за набор вашей диссертации, выполнение таблиц и рисунков.
Если вы решили приобрести компьютер, но не знаете какой выбрать, вам помогут сориентироваться специалисты вычислительного или информационного центра вашего учебного заведения. Не стесняйтесь попросить у них помощи — как правило, это входит в их обязанности.
На компьютере вы сможете писать сам текст диссертации, который будет удобно править, дополнять, изменять и т.д. Современные программы содержат подпрограммы проверки грамматики и орфографии документа. Наличие принтера избавит вас от проблем распечатывания научных статей, отчетов в аспирантуру, документов, необходимых для сдачи в диссертационный совет, когда ваш труд будет на стадии завершения.
Умение общаться с компьютером важно еще и потому, что в настоящее время без этого не обойтись ни на одной более или менее приличной работе.
Впрочем, если вы читаете этот текст, значит, компьютер у вас есть.
При работе на компьютере не забывайте делать резервные копии данных!
Все, что представляет для вас ценность (выписки из литературы, подготовленные документы, статьи, текст диссертации, рисунки и графики, цифры результатов эксперимента и др.) необходимо защищать от потери.
Конечно, не существует вечного носителя информации, а если таковой и изобретут, то его можно просто потерять. Но если важные данные имеются у вас на двух или трех разных носителях (разные винчестеры, дискеты, CD и др.), то вероятность того, что все разом они выйдут из строя равна вероятности пожара. Чтобы защитить данные и от пожара, можно хранить их копии и дома, и на другом доступном вам компьютере.
Перед записью данных для резервного копирования их целесообразно заархивировать (в этом случае они занимают меньше места). Используйте распространенные архиваторы, с помощью которых вы могли бы разархивировать данные на чужом компьютере.
Текстовые документы, документы в формате html и некоторые другие при архивировании сжимаются хорошо. Некоторые графические данные (форматы gif, jpeg и др.) сжимаются плохо. Поэтому проверяйте, не занимает ли архив места больше, чем исходные данные.
Сделайте резервное копирование привычной для вас процедурой. Выполняйте его, например, раз в месяц (или чаще). Не надейтесь на то, что вы никогда не ошибетесь и безвозвратно не удалите что-то очень нужное (сами или кто-то случайно севший за ваш компьютер). Не рассчитывайте, что вас минует участь подавляющего большинства владельцев компьютеров: что-то когда-нибудь непременно «полетит», а не полетит, так отключат свет, произойдет перепад напряжения в сети и ваш винчестер сгорит вместе с сетевым фильтром.
В общем, я предупредил...
Если вы обучаетесь на кафедре, где организация работы с аспирантами поставлена на должный уровень, некоторые рекомендации являются для вас лишними. Однако, любопытно иногда узнать, в каких условиях учатся другие.
Помните, что обучение в очной аспирантуре дает юношам отсрочку от армии.
Конечно, приведенные советы и рекомендации по организации обучения в аспирантуре не являются обязательными. Возможно, у вас есть свой план обучения, отличный от приведенного и более удобный для вас. Главное, чтобы этот план позволил вам успешно и с наименьшими переживаниями завершить обучение, написать и защитить диссертацию.