Аспирант (лат.) – стремящийся к чему-либо

Специальность 10.01.10

Шифр специальности:

10.01.10 Журналистика

Политические науки:

Формула специальности:

Содержанием специальности «Журналистика» является политологическое исследование журналистики как особого социального института общества. Объектами исследований в рамках данной специальности выступают информационная сфера, информационные процессы, обеспечение и управление информационной деятельностью, журналистика и политическая власть.

Области исследований:

1. Журналистика в системе информационной политики. Журналистская деятельность в системе информационно-политических отношений в обществе. Особенности информационной парадигмы исследования. Единство и специфика применения классической, неклассической и постнеклассической методологии в журналистике. Новая журналистика XXI века, новые методы исследования, анализа и прогноза массовых информационных процессов. Понятие «информационная сфера (инфосфера)». Структура, уровни, связи основных компонентов инфосферы, закономерности ее функционирования. Понятие «информационное поле», структура, уровни, свойства информационного пространства. Технологии, методы, практические меры и перспективы формирования информационного пространства России. Основные субъекты информационного общества.

2. Содержание категории «информационная политика»: сущность, роль, цели. Научные принципы и методы формирования государственной информационной политики. Принципы управления информационными проектами. Проблемы государственной информационной политики на современном этапе. Принцип свободы печати. Механизмы государственного вмешательства в информационную деятельность для артикуляции общегосударственных интересов. Четыре теории прессы. Государственная информационная политика как инструмент национальной безопасности:

опыт ведущих мировых держав.

3. Теоретико-методологические основы функционирования информационной сферы общества. Информационное общество и информационная эпоха:

основные характеристики и тенденции развития, роль информационной политики. Сущность свободы в политике и журналистике. Политическая власть и «власть СМИ»: модели сотрудничества. Характеристика современной демократической теории прессы. Особенности информационной цивилизации и информационной парадигмы. Роль средств массовой информации и массовой коммуникации в формировании различных видов общественного сознания. Информационное обеспечение социальной активности гражданского общества. Соотношение: общественный закон – общественное сознание – информационная политика. Информационно- психологические войны в мире и акценты в деятельности СМИ. Влияние средств массовой коммуникации на психическое здоровье общества.

4. Политическая сфера общества и управление информационными процессами. Роль СМИ в формировании процессов политической интеграции и дезинтеграции в России. Национальные СМИ о проявлениях этноцентризма, ксенофобии в российском обществе. Единство и специфика политических и информационных процессов. Глобализация мирового информационного пространства.

5. Особенности структурирования информационной сферы. Политико- психологические принципы структурирования информационного пространства социальной системы. Политическая и информационная деятельность: общее и особенное. Политико-правовые и социально- психологические аспекты проблемы властных отношений в информационной сфере. Содержание понятия «информационные процессы». Информационные ресурсы: сущность, структура. Информационные ресурсы России: способы, пути и варианты использования для вхождения в постиндустриальную цивилизацию. Информационный маркетинг.

6. Критерии информационной безопасности индивида и государства.

Понятие информационной агрессии. Специфика информационного противоборства. Определение, функции, цели, методы информационных войн. Особенности информационных войн конца ХХ века. СМИ как инструмент и поле информационного противоборства. Характеристика деятельности российских СМИ в контексте информационной экспансии.

Манипулятивная функция СМИ: природа, целевые установки, методы реализации.

7. Правовое обеспечение и управление информационной деятельностью.

Понятие информационного права: объекты информационного права. Методы правового регулирования в информационной сфере. Основные права и свободы в информационном праве. Структура информационного законодательства. Правовые аспекты доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Характеристика основных законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность СМИ. Основные конституционные положения информационного права стран развитых демократий. Разделение полномочий в информационной сфере между центральным и региональными правительствами. Принципы и нормы взаимодействия органов госслужбы с институтами гражданского общества и средствами массовой информации. Властные взаимодействия органов госслужбы и средств массовой информации.

8. Массовые коммуникации в информационном обществе. Определение массовой коммуникации как процесса взаимодействия субъектов на основе обмена информацией. Массовая коммуникация как система средств связи.

Массовая коммуникация и обратная связь. Пресс-служба органа государственной власти как составная часть ПР-структуры. Особенности взаимодействия со средствами массовой информации в ситуации кризиса.

Особенности мотивационного профиля современного российского журналиста. Экономические, идеологические, экзистенциональные факторы в структуре профессиональной мотивации журналиста. Типы журналистских профессиональных идеологий: взаимосвязь личностных качеств и идеологических представлений журналиста. Журналист и государственная служба: позитивные и негативные стороны взаимодействия.

9. Сферы государственной политики политического спектра гражданского общества: политических партий, движений, клубов, групп и ассоциаций по политическим интересам, политического лоббизма в различных сферах власти; исследования в области политической рекламы и связей с общественностью; журналистские исследования в области использования политических технологий.

10. Исследование геополитических (глобальных, региональных, национально-государственных) явлений и процессов.

11. Анализ функциональной эффективности различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), политических режимов (демократических, авторитарных, тоталитарных), различных способов, форм и принципов государственного и политического управления.

12. Проявления в журналистике политического популизма, политического экстремизма, настроений, ожиданий и впечатлений, проявлений политического общественного мнения и настроения.

13. Эффективность и результативность влияния журналистов и СМИ различной идеологической ориентации на политическое и электоральное поведение населения, степень его политической активности.

14. Журналистское исследование межгосударственных, региональных и внутригосударственных политических и военных конфликтов, иных политических чрезвычайных ситуаций.

Филологические науки:

Формула специальности:

Содержанием исследований по специальности являются история, теория и практика журналистики, ее формирование, развитие и современное состояние, творческий опыт, роль и функционирование в обществе, литературно-публицистические и информационные характеристики (формы, методы, жанры, стили, язык) взаимоотношения с аудиторией.

Объектами исследования в рамках данной специальности являются периодические издания (газеты, журналы и др.), радио- и тележурналистика, творчество публицистов и редакторов, журналистские тексты, творческая и организационная деятельность информационных агентств, паблик рилейшинз (связи с общественностью). Менеджмент и реклама, сетевая (компьютерная) журналистика, социологические, психологические, этические и правовые аспекты журналистского творчества, язык СМИ.

Особым объектом исследования выступает научно-практический и теоретический способы освоения социально-политической, экономической и иной реальности с использованием профессиональных журналистских технологий, процесс обогащения и наращивания знаний специфически- журналистскими средствами, вся совокупность проявлений общественных явлений:

- на уровне идеологии и психологии;

- на уровне отношений, институтов и процессов;

- в границах различных форм социального участия, поведения и деятельности граждан, их объединений.

Области исследований:

15. Журналистика как особый социальный институт общества. Истоки журналистики и динамика ее исторического развития.

16. Журналистика как информационный, культурологический и творческий феномен.

17. Журналистика как объект правового регулирования.

18. Информационные отношения – вид общественных отношений.

19. Журналистика в системе массовой коммуникации.

20. Журналистика и общественное мнение: принципы и формы взаимодействия.

21. Журналистика как система (формирование и функционирование), современное состояние.

22. Особенности информационной парадигмы исследования.

23. Алгоритм создания аналитического текста: постановка проблемы, подбор фактуры, позиционирование, реставрация основного события, раскрытие смысла, моделирование вариантов развития основного события, рекомендации руководства.

24. Общее и частное в алгоритмах создания служебных и журналистских аналитических текстов.

25. Моделирование как метод анализа и прогнозирования информационных процессов.

26. Событийный ряд информационного проекта. Информационное покрытие события.

27. Типология журналистики, формирование и функционирование различных типов изданий.

28. Проблемы свободы прессы и ее реализации.

29. Характеристика средств, способов сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой информации.

30. Информационное поле: понятие, субъекты и их диспозиция в информационном поле, распределение влияния.

31. Информационные потоки: источники, субъекты формирования.

Структурирование информационных потоков.

32. Критерии эффективности массовой коммуникации.

33. Газеты, еженедельники, журналы, альманахи как основные виды периодических изданий.

34. Телевидение в системе СМИ: формирование и современное состояние.

35. Типология телевизионных программ.

36. Радиовещание в системе СМИ: структурные, функциональные и творческие характеристики.

37. Реклама в СМИ: история, теория и практика.

38. Аудиовизуальные и вербальные средства рекламы.

39. Паблик рилейшинз (связи с общественностью): коммуникационный и творческий аспекты.

40. Редакционно-издательский менеджмент.

41. Маркетинговые исследования журналистики.

42. Социокультурные модели журналистики.

43. Региональные системы СМИ.

44. Информационно-публицистическая и редакторская деятельность журналистов.

45. Методы журналистского творчества.

46. Формирование жанров журналистики и их развитие.

47. История журналистики: прожурналистские формы.

48. Зарождение, формирование и развитие журналистики стран Европы, Америки, Азии, Африки.

49. Концепции журналистики в условиях различных общественно- экономических формаций.

50. Организация и деятельность издательских корпораций.

51. Выдающиеся зарубежные публицисты.

52. Зарубежные теории журналистики.

53. Возникновение и развитие журналистики в России.

54. Формирование системы и отдельных типов изданий российской журналистики.

55. Развитие правительственной, партийной и независимой прессы в России, провинциальная (местная) печать.

56. История новейшей отечественной журналистики.

57. Выдающиеся журналисты и редакторы российской журналистики.

58. Языковые особенности и стиль СМИ.

59. Лексико-грамматические особенности публицистического стиля.

60. Журналистский текст, его особенности, законы построения, типологические и индивидуальные модификации, лингвистические и экстралингвистические аспекты.

61. Новейшие СМИ: видеокоммуникации, кабельное и спутниковое телевидение, сетевая (компьютерная журналистики.

62. Реализация образовательных, эвристических, культурно-рекреативных функций новейших СМИ.

63. Международное регулирование в сфере новейших СМИ.

64. Методы исследования журналистики и журналистского творчества.

65. Журналистские исследования сферы гражданского общества.

66. Информационная защита конституционных ценностей государства, национальных интересов страны и ее союзников, противодействие этнической, конфессиональной и расовой дискриминации, поддержка приоритетности прав человека и гражданина.

67. Определение понятия «информационные процессы» с точки зрения синтеза информациологии, психологии, социологии, медиалогии.

68. Соотношение понятий «информационные процессы» и «информационная деятельность». Виды информации с точки зрения психологии восприятия. Психологические особенности восприятия различной информации.

69. Правовые и моральные нормы профессиональной деятельности журналиста. Нравственные принципы и нормы, понятие профессиональной этики. Этика профессиональная и служебная.

70. Проблемы формирования ответственности журналиста.

71. Зарубежный опыт организации хозяйственной деятельности средств массовой информации.

72. Виды, цели, задачи рекламы в средствах массовой информации.

Особенности развития рекламы в средствах массовой информации регионов России. Взаимосвязь коммерческих интересов инвесторов и средства массовой информации.

73. Социология и психология массовых информационных процессов.

Место и роль социологических исследований в системе информационной политики. Измерительные шкалы: их виды и возможности. Сплошное и выборочное социологическое исследование. Анализ и интерпретация материалов социологического исследования.

74. Особенности мотивационного профиля современного российского журналиста. Экономические, идеологические, экзистенциональные факторы в структуре профессиональной мотивации журналиста. Типы журналистских профессиональных идеологий: взаимосвязь личностных качеств и идеологических представлений журналиста.

75. Журналист и государственная служба: позитивные и негативные стороны взаимодействия.

Отрасль наук:

политические науки (за исследования по п. 1-14)

филологические науки (за исследования по п. 15-75)

У вас есть мнение? Оставьте свой отзыв:

Имя *
Почта *
сайт