Минобрнауки РФ подготовит прогноз количества учащихся и персонала образовательных учреждений до 2020 года. Подготовят оценки по всем субъектам федерации и по видам учреждений — дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Предусматривается сегментация школьников и преподавателей по возрастам. Также спрогнозируют число иностранных студентов в российских вузах. Концепцию прогноза подготовят до конца нынешнего года, сообщил источник в министерстве.
Сейчас подобных прогнозов не делают. По словам представителей ведомства, сегодня существуют лишь прогноз Росстата по численности населения России в определенный год в трех вариантах: минимальная, средняя и максимальная численность.
— Более «дробную» информацию Росстат не готовит. Это потребовало бы значительных временных и финансовых затрат, — считают в Минобрнауки.
В управлении статистики труда, науки, образования и культуры Росстата подтвердили, что подобные статистические данные не собираются. Сводные таблицы составляются из цифр, присылаемых Минобрнауки.
Результаты проекта будут использоваться для планирования сферы образования, выделения бюджетных средств на различные программы. В частности, оценки количества учителей понадобятся для более эффективного распределения грантов, которые государство предоставляет образовательным организациям.
По прикидкам министерства, погрешность прогноза на уровне всей страны может составить 4–5%, а для отдельных регионов — порядка 6–7%.
Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин считает, что подобные прогнозы нужны, но слишком сильно полагаться на них не стоит.
— Это очень разумная вещь, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Прогноз покажет ориентиры в демографическом направлении и поможет при прогнозировании бюджета, — считает Фрумин. — Но нельзя полностью на него полагаться, потому что прогноз всё равно не будет отражать ситуацию полностью. Как показывает практика, чем сложнее прогноз, тем труднее его осуществить.
Сопредседатель Российского профсоюза учителей Андрей Демидов отметил, что статистика — вещь не лишняя, но и не определяющая.
— Подсчитать можно, но нужно что-то еще и делать. Если всё останется только на уровне цифр и бумаги и не будет никаких действий, то смысла в этом нет, — говорит Демидов.
Зампредседателя комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова поддерживает идею ведомства.
— Я всегда думала, что подобные вещи считаются Росстатом, но, по всей видимости, это не так. Я поддерживаю идею Минобрнауки, поскольку бюджет у нас становится «программным», мы принимаем закон о стратегическом планировании. В различных странах планирование существует не на 5 лет, а на 10, 20 и т.д. Это необходимо делать, если мы хотим чего-то добиться, — говорит Аршинова.
Читайте: izvestia.ru