Аспирант (лат.) – стремящийся к чему-либо

IX Апрельская междисциплинарная международная научная конференция «Неканоническая эстетика. Все озарения мира: анагноризис в литературе и искусстве»

ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(ПУШКИНСКИЙ ДОМ)
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

25—26 апреля 2022 года

Глубокоуважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в IX Апрельской междисциплинарной конференции научного проекта «Неканоническая эстетика», посвященной изучению проблемы эстетического освоения такого важного для человека и человечества процесса, как обретение знания, переход от неведения к осведомленности.

«Неканоническая эстетика» — серия междисциплинарных конференций, объединяющих специалистов из разных областей знания и научных школ, согласившихся исследовать произведения искусства в методике современных подходов естественных и гуманитарных наук. Выбирая темы собраний, оргкомитет пытается нащупать новую систему эстетических категорий, пригодных для теоретического упорядочения многообразных явлений художественной практики от наскальной живописи и магических песнопений до лазерно-пиротехнических шоу и дизайнерской мебели. «Неканоническая эстетика» — каждый раз приглашение к новой дискуссии об актуальном понимании искусства, его эвристики, методологии и семиотики в условиях новейших достижений современной науки.

Знание с древнейших времен является одним из важнейших жизненных ресурсов человечества, источником его ярчайших переживаний и самых решительных действий, опосредуемых произведениями искусства. Развитие искусства находится в зависимости от обретения новых знаний и влияет на их умножение, распространение, преобразование. Исследованию этих процессов и будет посвящена предстоящая конференция проекта «Неканоническая эстетика».

В «Поэтике» Аристотеля обретение знания описано как поворотный момент истории, изображаемой в трагедии, где герои или зрители узнают нечто важное для развития событий, кардинально меняющее их течение. В качестве примера анагноризиса Аристотель приводит момент открытия Эдипом своего происхождения, которое становится для фиванского царя катастрофой. Аристотель придает анагноризису общефилософское значение, называя его переходом от неведения к знанию. В русской поэтологической традиции используется термин «узнавание», но он является узкотехническим; представляется уместным расширить его употребление.

Действительно, анагноризис как важная часть эстетической организации художественного произведения свойствен разным родам и жанрам литературы, устного народного творчества, пластических живописных и временных искусств. Узнавание, обретение истины или сведений, в корне меняющих восприятие уже известного, присуще жанрам пророчества, откровения, притчи, загадки, философского или научного трактата, аллегорических сочинений, детектива, журналистского расследования. Типизация в реалистическом романе ведет читателя от интереса конкретной жизненной истории к постижению общественного устройства, от Обломова к обломовщине. Символическая деталь позволяет узреть во встречной незнакомке Прекрасную Даму. Фантастические сюжеты, персонажи, обстоятельства в разных жанрах разворачиваются либо в область мистического, либо в область сугубо естественнонаучного. Историко-литературный анализ казалось бы всем известных и понятных деталей, образов может оказаться источником анагноризиса и коренной перемены представлений о произведениях изящной словесности. Архитектура храма, обсерватории, паноптикона, адронного коллайдера наглядно отражает разные подходы к обретению жизненно важного знания. Линии и краски живописи руководят движением глаза, устремляя смотрящего к открытию скрытого смысла. Развитие музыкальной формы, выявление лада, метаморфозы интонаций, повтор темы в новой тональности, новое проведение лейтмотива, их узнавание в новой точке музыкальной формы даруют слушателю прикосновение к сокровенному. Новейшие открытия антропологии, нейрофизиологии, эволюционной биологии позволяют заново осмыслить обретение знаний и его эстетическое опосредование в культуре наряду с более ранними моделями: богословской, политической, политэкономической, психоаналитической, структуральной и постструктуральной и других. Эстетическая организация анагноризиса: его подготовка, свершение, вызываемые им ощущения ужаса, наслаждения, отвращения, успокоения, взволнованности или иного — предмет изучения и осмысления участниками в ходе работы IX конференции проекта «Неканоническая эстетика».

В ходе конференции предполагается рассмотрение следующих тем:

– анагноризис и различные виды искусства в синхронии и диахронии;

– эстетика, риторика и поэтика постижения истины;

– сцена узнавания в различных жанрах словесности и фигуративных искусствах;

– анагноризис в сюжетосложении;

– анагноризис и катарсис;

– бытовые, интеллектуальные, сверхчувственные аспекты узнавания;

– признаки и доказательства надежного узнавания (текмерии, символы, семийоны, гноризматы) и их опосредование в различных жанрах и видах искусства;

– аллегория как средство чувственного познания нематериальных идей;

– эстетика пророчества, волшебного предсказания, научного открытия, детективного расследования;

– отражение анагноризиса средствами обыденного языка и средствами языка художественной литературы.

Мы будем рады участию представителей различных гуманитарных наук: историков и теоретиков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации для эстетического освоения феноменов «узнавания», «открытия», «откровения», «озарения», «догадки», «обретения знаний», «понимания» в произведениях различных видов искусства, однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Ввиду особенностей эпидемиологической обстановки предполагается следующий регламент проведения конференции:

Открытие конференции состоится 25 апреля (понедельник) и работа первого дня будет проводиться очно в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН для участников (докладчиков и слушателей) с трансляцией в ZOOM и размещением текста докладов в блоге.

Основная форма размещения докладов в формате комментированного блога (как это было сделано в 2020-2021 г.; см.: www.tabu2020.blogspot.com, www.zlobaconf.blogspot.com). В блоге также размещаются сообщения организаторов и участников, подводящие итоги конференции.

Возможны изменения регламента в зависимости от эпидемиологической обстановки.

Отбор заявок на участие будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: anagnor.conf2022@mail.ru и сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, представляемую организацию) в прилагаемой заявке. Заявки принимаются до 23: 59 по московскому времени 1 марта 2022 г. Результаты рассмотрения будут сообщены заявителям не позднее 23:59 по московскому времени 25 марта 2022 г.

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN, DOI и индексацией в РИНЦ). Сборники по материалам предыдущих конференций см.: http://lib2.pushkinskijdom.ru/ неканоническая эстетика.

Условия публикации в сборнике будут оговорены позднее.

ОРГКОМИТЕТ:

Сергей Викторович Денисенко, д. ф. н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (председатель);

Светлана Анатольевна Васильева, д. ф. н., профессор кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета;

Антон Олегович Дёмин, к. ф. н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН;

Илона Витаутасовна Мотеюнайте, д. ф. н., профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Псковского государственного университета;

Александр Юрьевич Сорочан, д. ф. н., профессор кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета.

Конференции научного проекта «Неканоническая эстетика»:

«Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве» (2014)

«Все восторги мира: Экстаз в литературе и искусстве» (2015)

«Все истины мира: Разум в литературе и искусстве» (2016)

«Все секреты мира: Тайны в литературе и искусстве» (2017)

«Все нелепицы мира: Абсурд в литературе и искусстве» (2018)

«Все обманы мира: Ложь в литературе и искусстве» (2019)

«Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (2020)

«Вся ненависть мира: Насилие в литературе и искусстве» (2021)

Заявка на участие

Фамилия, имя отчество:

Ученая степень, звание:

Страна, город

Представляемое учреждение / независимый исследователь:

Действующий e-mail для связи:

Участие очное / заочное:

Тема доклада:

Тезисы доклада:

У вас есть мнение? Оставьте свой отзыв:

Имя *
Почта *
сайт