Шифр специальности:
17.00.05 Хореографическое искусство Формула научной специальности:
Содержанием специальности 17.00.05 (теория хореографического искусства; история хореографии; педагогика танцевальных дисциплин;
критика произведений сценического хореографического искусства) является исследование комплекса хореографического искусства, его разных видов, от музыкально-хореографического фольклорного творчества до сценических произведений отечественной и зарубежной хореографии и их взаимодействие. Задачей исследований является классификация видов хореографического искусства, определение природы каждого, исследование хореографических текстов, возможности их фиксации и сохранения образцов фольклорного и классического наследия, критическое осмысление (анализ) новых произведений хореографии, изучение опыта педагогических методик передачи знаний в области хореографического образования.
Области исследований:
1. Теория хореографии:
1.1. Выявление предмета, методов исследования.
1.2. Создание классификации видов хореографического искусства (произведений фольклорного творчества сценических авторских произведений).
1.3. Совершенствование терминологии (уточнение практикующих терминов, их идентификация со значениями в мировой литературе, привлечение для обозначения понятий лексического запаса русского языка).
1.4. Источники изучения хореографии, пути фиксации, анализа и возможности сохранения текстов произведений, систематизация документальных материалов.
1.5. Природа танца и особенности развития его новых форм и видов.
Типология и семиотика танцевального языка и композиционных форм.
Исследование творческого метода создания произведений (авторского – хореографов и исполнителей).
2. История хореографического искусства:
2.1. Разработка методологии формирования феномена хореографического творчества.
2.2. Разработка применения информационных технологий, компьютерного обеспечения в исследованиях и практической деятельности. Создание фондов.
2.3. Создание общей истории хореографии. Определение места отечественного искусства в мировой культуре на разных этапах исторического развития.
2.4. Введение хореографического искусства в контекст других видов искусства и определение их взаимодействия.
2.5. Изучение опыта воссоздания фольклорных образцов и сценических произведений хореографии, сохранение классического наследия, установление авторства текстов.
2.6. Разработка принципов и методики текстологической экспертизы хореографических текстов.
2.7. Внедрение в практику системы фиксации хореографических текстов.
2.8. Использование современных технологий и разработок при изучении исторических источников.
2.9. Изучение художественной роли личности в историческом процессе развития хореографии, влияние политического и культурного контекста в ее формировании.
2.10. Изучение архивных материалов и мемуарной литературы как источников воссоздания исторических фактов.
2.11. Систематизация документальных материалов, их научная обработка и подготовка к печати (введение в научный оборот).
2.12. Создание историографии того или иного произведения хореографического искусства, написание исторических монографий.
2.13. Работа над библиографическими справочниками и указателями.
Изучение жизни и творчества выдающихся деятелей отечественного балетоведения.
2.14. Разработка концепции преподавания истории хореографического искусства.
2.15. Изучение международных научных контактов.
3. Педагогика танцевальных дисциплин:
3.1. Разработка циклов и содержания учебных дисциплин для специальных учебных заведений среднего и высшего звена.
3.2. Создание программ и методических разработок по специальным учебным дисциплинам для профессиональных учебных заведений.
3.3. Создание единой системы взаимосвязи дисциплин в учебном процессе.
Усовершенствование методик обучения специальным дисциплинам.
3.4. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
3.5. Внедрение в практику методик выявления профессиональных данных при приеме в профессиональные учебные заведения.
3.6. Изучение опыта выдающихся педагогов, анализ их персональных методик и подготовка к изданию и переизданию их трудов.
3.7. Создание единых методических фондов литературных и визуальных средств.
3.8. Система подготовки и переподготовки кадров для преподавания специальных дисциплин.
3.9. Внедрение современных технологических средств в методику обучения профессионалов хореографии.
3.10. Совершенствование системы связи заказчика и учебных заведений в системе подготовки кадров.
3.11. Разработка методов формирования, развития и управления системой подготовки кадров.
4. Критика произведений сценического хореографического искусства (балетоведение):
4.1. В основу критики, как области активной деятельности в хореографической практике должен быть положен профессиональный балетный анализ. Актуальность подготовки профессионалов данного звена.
4.2. Изучение опыта отечественной и мировой критической мысли.
4.3. Научное обоснование роли хореографического искусства в культурном процессе.
4.4. Анализ процессов развития и ситуативных проблем восприятия искусства. Роль критики в процессе функционирования процесса: автор (театр) – критик – зритель.
4.5. Изучение процессов современного хореографического искусства и функция прогнозирования и задач хореографического искусства в обществе.
4.6. Систематизация знаний теории, истории и практики хореографической действительности при получении профессии.
4.7. Использование знаний в области смежных наук: литературоведения, театроведения, музыковедения, фольклористики, журналистики, культурологии и истории при формировании личности профессионала балетоведа.
4.8. Создание единых систем обучения, разработка программ и методических пособий.
4.9. Использование современных разработок в области экспертного анализа и технологий в практической деятельности и подготовке кадров.
4.10. Разработка методик комплексного мультимедийного анализа сценических произведений хореографии, их полиэлементной природы.
4.11. Обоснование необходимости изучения и анализа хореографического искусства как слагаемых духовной культуры.
Отрасль наук:
искусствоведение (хореография)