XIX Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа пройдет 27 июня – 1 июля 2016 года в городе Москва, Россия.
Организаторы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа проводится с 1997 года. Ежегодно в июне Летняя школа собирает 25–30 заинтересованных молодых исследователей: аспирантов, ученых, университетских преподавателей, — со всей России для обсуждения актуальной проблематики, связанной с культурной коммуникацией, методологией сравнительного анализа культур, практиками обмена и контактов в гуманитарной сфере.
Школа поддерживает дух критики и свободной дискуссии, высокий профессионализм и гибкость междисциплинарных взаимодействий. Преподавание ведется российскими, американскими и европейскими специалистами на английском и русском языках.
Цели Школы:
- открывать новые области и возможности эффективного интеллектуального обмена между Россией и США;
- способствовать развитию американистики в России и контактов российских американистов с зарубежными коллегами;
- помогать молодым российским ученым в освоении новых методологий и актуальных направлений исследования;
содействовать развитию трансдисциплинарной педагогики в гуманитарной сфере.
Тема школы-2016: «Академическая наука и публики: история, философия, филология в новой коммуникативной среде».
Существует ли «публичная» наука? Традиционный ответ на этот вопрос: нет, не может существовать и не должна. Популяризация означает упрощение, упрощение чревато утратой драгоценной сути академического знания. Для его полноценного производства нужен особый язык, требующий десятилетий обучения и потому понятный только узкому кругу специалистов. В публичном пространстве происходит лишь деградация академического знания.
Однако по мере становления и распространения в ХХ веке новых медиа не только журналисты, но и ученые все чаще стали связывать с демократизацией знания возможность преодоления привычных барьеров в его распространении — барьеров сословно-классовых, географических и даже физиологических, если речь идет о людях с ограниченными возможностями. Речь при этом не идет о «разжевывании», тривиализации знаний, не о получении широкой публикой «невежества в форме фактов» (Н. Луман). В случае умело найденного компромисса форматов широкая аудитория, на своем уровне компетенции, может быть вовлекаема в захватывающий процесс решения актуальной научной проблемы, побуждаема стремиться к новым знаниям.
Логика наступившей уже цифровой эпохи подразумевает стирание границ между создателями и потребителями сообщений, профессионалами и любителями. Культура Big Data делает публику необходимым участником полевого гуманитарного исследования. Проблема публичной науки выводится, таким образом, на новый уровень – поиска практических решений.
Как создавать архивы исторической памяти без широкого, основанного на альтруизме краудсорсинга? Возможно ли исследовать трансформации современной литературной коммуникации, то есть историчность литературы как таковой, без анализа массовых практик читательского участия в ней? Можно ли всерьез говорить об обществе, не опираясь на развитую микросоциологию сообществ? Во всех этих и множестве других случаев процесс познания невозможен без участия большого количества людей, вовлеченных в процессы сетевой коммуникации, — даже если сами эти люди одновременно являются «объектом изучения». Наука становится работой, которую выполняют тысячи рук (что не снимает ответственности с конкретного исследователя), а публика из абстрактной «массы», к которой издалека обращен авторитетный голос специалиста, превращается в партнера по коммуникации, разнообразно компетентного, требовательного и настроенного на диалог. Есть ли у ученых-гуманитариев такой партнер уже сегодня или он только рождается? А может быть, он обескураживающим образом, вырождается? Как навстречу этим изменениям меняется традиционный профиль гуманитарного академического знания, его социальные и культурные функции, практики преподавания и взаимодействия с внеакадемической средой? Каковы перспективы развития цифровой гуманитаристики (Digital Humanities) в мире и в России? Наконец, как, с учетом публичного модуса существования гуманитарной науки, пере-устраивается сеть глобальных академических контактов?
Работа Школы будет организована как серия профессиональных дискуссий и тематических круглых столов с участием ведущих американских и российских специалистов. Рабочие языки – русский и английский.
Преподаватели вузов и аспиранты, желающие участвовать (на конкурсной основе) в работе XIX Фулбрайтовской гуманитарной летней школы, могут присылать заявки по адресу discours@philol.msu.ru или philol.discours@gmail.com (с пометкой «Летняя школа-2016) до 25 апреля 2016 года. Форма заявки —
Сайт школы: