eLIBRARY
К публикации принимаются статьи объёмом от 5 до 20 страниц.
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
1 - 2 декабря 2023 года
Россия, г. Воронеж
Уважаемые коллеги
Приглашаем
вас 1-2 декабря 2023 года принять участие в Международном форуме «Язык и культура в аспекте проблем языкового
образования современной России», посвящённом
Году педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
Цель
форума – анализ проблем в области филологического образования,
создание площадки для профессионального диалога ученых, практиков по вопросам
изучения и обучения русскому языку и иностранным языкам в вузах и школе.
Партнёры:
ГОУ
ВПО «Донецкий национальный университет» (Донецкая Народная Республика), Университет
Киншасы (Université de
Kinshasa) (Демократическая Республика Конго),
Российский центр науки и культуры (Браззавиль, Республика Конго).
Информационная
поддержка: материалы форума, соответствующие
тематике и направленности форума, одобренные редакционными коллегиями
научных изданий, могут быть
опубликованы в журнале «Известия
Воронежского государственного педагогического университета» (перечень ВАК).
Лицензионный договор-согласие на размещение статьи в
открытом доступе будет выслан автору отдельным
письмом в случае принятия материалов к публикации.
В рамках форума будут проведены следующие научно-практические
мероприятия:
Конференция 1: «Современная языковая ситуация
и совершенствование подготовки учителя-словесника».
Тематические
направления работы конференции:
·
Развитие
русского языка в современных социокультурных условиях
Новые
модусы существования русского языка и новые формы дискурса. Языковая политика в
современной России. Востребованность лингвистических знаний в современном
обществе.
·
Современная
языковая ситуация и проблемы культуры речи. Динамика языковой нормы и вопросы
кодификации языка. Актуальные проблемы современной лексикографии.
·
Художественный
текст как объект филологического анализа. Русская классическая и современная литература:
проблемы интерпретации. Зарубежная литература в отечественном культурном
пространстве. Русская провинция в локальных текстах отечественной литературы. Язык
и стиль художественной литературы.
·
Проблемы
преподавания русского языка как государственного и родного в системе среднего и
высшего образования в современной России. Актуальные проблемы подготовки
учителя-словесника в современных социокультурных условиях. Формирование
языковой личности школьников и студентов в современных социокультурных
условиях. «Плюсы» и «минусы» цифровизации филологического образования.
·
Русский
язык как иностранный и методика его преподавания. Проблемы
филологического образования в полилингвальной среде. Подготовка учебной и
учебно-методической литературы по проблемам преподавания русского языка как
иностранного в школе и вузе.
Заявки
для участия
в конференции 1 «Современная языковая ситуация и
совершенствование подготовки учителя-словесника» присылайте по ссылке https://forms.gle/z7Tm6f3JWZJH2XbD9
В рамках
конференции планируется проведение научно-методического семинара «Актуальные
проблемы изучения русского языка в иностранной аудитории».
Заявки
для участия в
научно-методическом семинаре «Актуальные проблемы изучения русского языка в
иностранной аудитории» присылайте по ссылке https://forms.gle/GN7sLw9HRgGzUnoF6
Конференция 2: «Лингвистические,
лингводидактические и лингвокультурологические исследования в контексте вызовов
современного иноязычного образования».
Тематические
направления работы конференции:
Лингвистические
и лингвокультурологические аспекты исследований
Исследование
языковых единиц разных уровней: традиции и инновации.
Современные
дискурсивные практики и исследование различных видов дискурса.
Взаимодействие
языка и культуры. Язык как этнокультурный феномен.
Проблемы
современной межкультурной коммуникации: изучения этнокультурного своеобразия
различных языковых сообществ и сохранения самобытности в условиях глобализации.
Специфика коммуникации в современных условиях.
Современные
тенденции в лингвоэкологии. Проблема заимствований в иностранных языках.
Лингводидактические
аспекты исследований
Тенденции
развития школьного и педагогического образования.
Формирования
единого образовательного пространства профессионального развития педагога.
Современные
тенденции в обучении иностранным языкам.
Формирование
гибких навыков в условиях современного иноязычного образования.
Цифровая
дидактика и цифровые технологии. Цифровая образовательная среда: возможности для
педагогов.
Современные
подходы к формированию функциональной грамотности школьников.
Проблемы
языкового образования в не специальных вузах (с неязыковыми профилями
подготовки)
Заявки
для участия
в конференции «Лингвистические,
лингводидактические и лингвокультурологические исследования в контексте вызовов
современного иноязычного образования» присылайте по ссылке https://forms.gle/wvbbHrHk4i7Pa97Z6
Круглый стол «Проблемы иноязычного
образования в школе: традиции, новации и перспективы»
Основные
направления круглого стола:
-
Развитие навыков XXI века как приоритетное направление современного
языкового образования
-
Формирование интеллектуально-творческой сферы обучающихся в процессе
дошкольного и раннего школьного иноязычного образования
-
Развитие и воспитание личности средствами языкового образования
-
Современные тенденции в иноязычном образовании
Заявки
для участия
в круглом столе «Проблемы иноязычного образования в школе: традиции, новации и
перспективы» присылайте по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfvsttZWtbRJc3Kx2SbDbK_ _fNO9MvOFUm4_NCzBi1jQ35xdw/viewform?usp=sf_link
Форма
проведения
конференций и круглого стола – смешанная.
Формат
участия: очное выступление с докладом, выступление с докладом
онлайн, публикация статьи, участие в качестве слушателя.
Языки
конференций и круглого стола: русский, английский, немецкий, французский.
К
участию в конференциях приглашаются исследователи
в области русского и иностранных языков и языкового образования (филологи,
методисты, педагоги).
По окончании работы Форума желающие могут пройти обучение по
программе профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория
и методика преподавания» (260 часов) с получением диплома государственного
образца.
Стоимость зависит от комплектации групп.
На
базе Центра непрерывного совершенствования профессионального мастерства
педагогических работников ВГПУ можно пройти обучение по программам повышения
квалификации
1.
Особенности
углубленного обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС СОО (108
часов). Стоимость 4500 рублей
2. Использование цифровых инструментов и цифровых ресурсов в обучении
иностранному языку (немецкому) (36часов). Стоимость 3100 рублей
Председатель организационного комитета:
Филоненко Сергей
Иванович, ректор, доктор исторических наук, профессор,
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический
университет».
Сопредседатель
организационного комитета:
Салогубова
Наталья Валерьевна, руководитель департамента
образования Воронежской области.
Заместители
председателя организационного комитета:
Корнев
Сергей Викторович, проректор по научной работе, доктор
физико-математических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный педагогический университет»;
Соколова
Наталья Валерьевна, проректор по учебной работе, доктор
биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный
педагогический университет»;
Заварзина
Галина Анатольевна, заведующий кафедрой русского языка,
современной русской и зарубежной литературы, доктор филологических наук,
доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный педагогический университет»;
Демидкина
Екатерина Александровна, заведующий кафедрой немецкого языка, кандидат
филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный
педагогический университет».
Члены организационного
комитета:
Арзямова О.В. –
доцент кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат филологических наук,
доцент (Россия, г. Воронеж);
Бондаренко В.А. – старший преподаватель кафедры
русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат филологических наук
(Россия, г. Воронеж);
Васильева Е.В. - доцент кафедры русского
языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат филологических наук,
доцент (Россия, г. Воронеж);
Глухова Н.В. – старший преподаватель
кафедры немецкого языка Воронежского государственного педагогического
университета (Россия, г. Воронеж);
Голукович А.Е. - доцент кафедры
английского языка Воронежского государственного педагогического университета,
кандидат филологических наук, доцент (Россия, г. Воронеж);
Груздева М.А. - доцент кафедры
английского языка Воронежского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук, доцент (Россия, г. Воронеж);
Зленко И.П. – доцент кафедры французского
языка и иностранных языков для неязыковых профилей, кандидат филологических
наук (Россия, г. Воронеж);
Киселева
В.Н. - ассистент кафедры французского
языка и иностранных языков для неязыковых профилей (Россия, г. Воронеж);
Кислинская Г.Е. – доцент кафедры французского
языка и иностранных языков для неязыковых профилей, кандидат филологических
наук (Россия, г. Воронеж);
Косаренко
О.Т. - доцент
кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы
Воронежского государственного педагогического университета, кандидат
филологических наук, доцент (Россия, г. Воронеж);
Рогова
Е.Е. –
доцент кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы
Воронежского государственного педагогического университета, кандидат
филологических наук, доцент (Россия, г. Воронеж);
Слинько М.А. – доцент
кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат филологических наук,
доцент (Россия, г. Воронеж);
Субботина М.В. - доцент кафедры русского
языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат филологических наук,
доцент (Россия, г. Воронеж);
Трущинская А.С. - доцент кафедры
английского языка Воронежского государственного педагогического университета,
кандидат филологических наук, доцент (Россия, г. Воронеж)
Ответственные
секретари организационного комитета:
Колесникова
Екатерина Игоревна,
ассистент кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы,
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»;
Филатова
Марина Игоревна, специалист по учебно-методической работе Центра
открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, ФГБОУ ВО
«Воронежский государственный педагогический университет»;
Бухтоярова
Ирина Ивановна,
старший преподаватель кафедры немецкого языка ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный педагогический университет»
Программный
комитет:
Председатели:
Бугакова Н.В. – декан факультета
иностранных языков, доцент кафедры французского языка и иностранных языков для
неязыковых профилей, кандидат филологических наук, доцент, (Россия, г. Воронеж);
Григоренко О.В. –
руководитель регионального научно-методического Центра русского языка, доцент
кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат филологических наук,
доцент (Россия, г. Воронеж).
Члены
программного комитета:
Бахметьева
И.А. - доцент кафедры английского языка Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат филологических наук,
доцент (Россия, г. Воронеж);
Ветрова Э.С. – профессор кафедры теории
и практики перевода Донецкого национального университета, доктор филологических
наук (Донецкая Народная Республика, г. Донецк)
Воротникова
А.Э. – профессор кафедры французского языка и иностранных
языков для неязыковых профилей, доктор филологических наук (Россия, г. Воронеж);
Исаев Е.А. –
доцент кафедры французского языка и иностранных языков для неязыковых профилей Воронежского
государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
(Россия, г. Воронеж);
Капкова С.Ю. - доцент кафедры английского
языка Воронежского государственного педагогического университета, кандидат
филологических наук, доцент (Россия, г. Воронеж);
Палагина
О.И. - заведующий кафедрой французского языка и иностранных языков
для неязыковых профилей, кандидат филологических наук, доцент (Россия, г.
Воронеж);
Спиридовская Л.А. –
доцент кафедры немецкого языка Воронежского государственного педагогического
университета, кандидат педагогических наук, доцент (Россия, г. Воронеж);
Сребрянская Н.А. - профессор кафедры
английского языка, кандидат филологических наук, профессор (Россия, г.
Воронеж);
Струкова Т.Г. – профессор кафедры
русского языка, современной русской и зарубежной литературы, доктор
филологических наук, профессор (Россия, г. Воронеж);
Удодов А.Б. – профессор кафедры
русского языка, современной русской и зарубежной литературы, доктор
филологических наук, профессор (Россия, г. Воронеж);
Хрипунова И.И. - доцент кафедры немецкого
языка Воронежского государственного педагогического университета, кандидат
филологических наук, доцент (Россия, г. Воронеж);
Шевцова
М.А.,
заведующий кафедрой английского языка, кандидат педагогических наук, доцент
(Россия, г. Воронеж);
Шурупова Т.Ю. – доцент кафедры немецкого
языка Воронежского государственного педагогического университета, кандидат
филологических наук, доцент (Россия, г. Воронеж);
Шустова И.Н. – доцент кафедры английского языка Воронежского государственного
педагогического университета, кандидат филологических наук, доцент (Россия, г.
Воронеж);
Kayembe Ntumba Jean-Marie,
ректор Университета Киншасы, профессор (Демократическая Республика Конго, г.
Киншаса);
Фахрутдинова М.А. – руководитель
Российского центра науки и культуры (Республика Конго, г. Браззавиль).
По
вопросам участия обращаться по электронным адресам kolesnikovaeki@mail.ru (Колесникова
Екатерина Игоревна – конференция 1: «Современная
языковая ситуация и совершенствование подготовки учителя-словесника»;
научно-методический
семинар «Актуальные проблемы изучения русского языка в иностранной аудитории»), irinabukhtoyarova@mail.ru (Бухтоярова Ирина
Ивановна – конференция 2: «Лингвистические,
лингводидактические и лингвокультурологические исследования в контексте вызовов
современного иноязычного образования», круглый стол «Проблемы иноязычного
образования в школе: традиции, новации и перспективы»).
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В
КОНФЕРЕНЦИИ
Для
участия в конференции необходимо до 20 ноября 2023 г. представить в оргкомитет:
– заявку на участие по ссылке;
– статью (правила оформления статьи см. Приложение 1, Приложение
2, пример оформления библиографического списка http://lib.vspu.ac.ru/node/15).
Регистрация
участника и передача материала статей на конференцию осуществляется только по
указанным выше ссылкам.
Издание
сборника статей планируется в течение месяца по окончании конференции. Статьи
сборника размещаются в РИНЦ.
Статьи, не соответствующие требованиям к оформлению и
тематике конференции, будут отклонены.
Все
статьи, присланные на конференцию, проходят обязательную проверку в программе
антиплагиат (разрешенный процент заимствования не более 30 %). Проверка на
антиплагиат будет проводиться в системе «antiplagiat.ru» (https://antiplagiat.ru/).
Оплата проезда и пребывания участников конференции в г.
Воронеже производится за счет командирующих организаций или самостоятельно
участниками.
Регистрационный взнос составляет 400
руб. (техническая подготовка сборника, оплата постатейного размещения в
РИНЦ). Оплата регистрационного взноса производится после принятия статьи.
Реквизиты для оплаты будут отправлены ответным письмом.
Важные даты
20
ноября 2023 года – конечный срок приема заявок и статей;
25
ноября 2023 года – оплата регистрационного взноса
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к публикации
Принимаются статьи объемом до 6 страниц. Шрифт
– Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал – полуторный,
автоматическая расстановка переносов, выравнивание текста по ширине, все поля
по 2 см. Абзацы в тексте начинаются отступом в 1 см (отступ устанавливается в «формате абзаца», просим не пользоваться пробелами и клавишей
табуляции). Текст необходимо набирать без нумерации, без разрывов страницы,
слова внутри абзаца разделять только одни пробелом, не использовать пробелы для
выравнивания. Необходимо избегать перегрузки статьи таблицами, если
используемые в них данные исследований могут быть представлены в текстовом
виде. Текст в таблицах следует набирать кеглем 12, межстрочный интервал –
одинарный.
Статья должна быть построена следующим образом:
1) УДК (Универсальный десятичный классификатор);
2) инициалы и фамилии авторов;
3) полные названия учреждений (если авторы из
разных учреждений, то после каждой фамилии следует указать, кто в каком
учреждении учится или работает);
4) заглавие;
5) текст аннотации (объемом 30-100 слов);
6) ключевые слова/словосочетания (не более 9);
7) текст статьи. Ссылки на литературу даются в
квадратных скобках с указанием номера публикации в библиографическом списке,
номера страницы. Например: [5, с. 18].
8) После текстовый
библиографический список в алфавитном порядке обязателен для размещения статьи
в e-library. Требования к оформлению библиографического списка http://lib.vspu.ac.ru/node/15. Список должен содержать только работы, на которые
есть ссылки в тексте статьи. Ссылки на интернет-документы должны содержать
фамилию и инициалы автора (при наличии), заголовок публикации, адрес, дату
обращения. В список литературы не включаются неопубликованные работы, учебники
(исключение – учебники как предмет изучения).
9) перевод ФИО автора(авторов), наименования
учреждения, названия статьи, аннотации, ключевых слов на английский язык
(кеглем 12, межстрочный интервал – одинарный).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УДК 37.015.3
И.И.
Иванова, доктор филологических
наук, профессор
(Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Кубанский государственный университет», г. Краснодар)
Педагогика «проживания»: сквозь призму событийности
Аннотация.
В статье
событийность представлена как метод педагогики «проживания». Раскрыт
педагогический смысл событийности как институционально оформленной реальности
ценностно-смыслового взаимодействия педагога и воспитанников, даны
характеристика данного взаимодействия: общий интерес; открытость и доверие;
позиционность; рефлексивность.
Ключевые слова: воспитание, событие, проживание,
ценностно-смысловое взаимодействие, рефлексия, ситуация.
Воспитание должно обеспечивать пространство «между» педагогом
и воспитанниками, где происходит активное взаимодействие взрослых и детей,
пересечение мира ребенка и мира взрослого, обогащение их жизненными и
культурными ценностями. Результат воспитания созависим с тем, насколько
взрослый может постигнуть смысл детского бытия, приблизиться к миру, в котором
живут дети, выйти в общее пространство «Между»… [Текст]
Библиографический
список
1. Бедерханова, В. П. Летний дом:
концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение /
В. П. Бедерханова. – Краснодар: КГУ, 1993. – 60 с.
2. Газман, О. С. Неклассическое
воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. –
Москва: МИРОС, 2002. – 294 с.
3. Григорьев, Д. В. Событие воспитания и
воспитание как событие / Д. В. Григорьев // Вопросы воспитания. – 2007. – № 1.
– С. 90-99.
4. Слободчиков, В. И. Очерки психологии
образования / В. И. Слободчиков. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 270 с.
5. Шустова, И. Ю. Воспитание в
детско-взрослой общности: монография / И. Ю. Шустова. – Москва: Педагогическое
общество России, 2018. – 172 с.
I. I. Ivanova
Kuban State University, Krasnodar
Pedagogy of
«accommodation»: through the prism of co-being
Abstract. In the article co-existence is presented as
a method of pedagogy of «living». The pedagogical meaning of coexistence as an
institutionalized reality of the value-semantic inter-action of the teacher and
pupils is revealed, the characteristic of this interaction is given: general
interest; openness and trust; positioning; reflexivity.
Keywords: upbringing, child-adult community,
coexistence, living, value-semantic inter-action, reflection, situation.
Дата публикации: 26.10.2023