Немецкое научно-исследовательское общество (DEUTSCHE FORSCHUNGSGEMEINSCHAFT, DFG ) в его нынешнем виде существует с 1951 года. Его предшественником было Немецкое общество чрезвычайной помощи науке, зарегистрированное как общественная организация в октябре 1922 г. В уставе Общества было записано, что оно занимается распределением получаемых от государства и из частных рук средств в интересах поддержки немецкой науки.
Основные цели
DFG независимая самоуправляемая организация, "центральная организация самоуправления науки в Германии". Ее цели сформулированы в параграфе 1 Устава: Немецкое научно-исследовательское общество поддерживает все области науки путем финансирования исследовательских проектов и содействия сотрудничеству между учеными. Общество вырабатывает рекомендации по научным вопросам для законодателей и общественности, способствует контактам между исследователями и частным сектором, а также международным научным связям. Оно уделяет особое внимание подготовке и стимулированию молодых исследователей, главным образом в университетах, которые финансируются в Германии почти исключительно государством.
Общество поддерживает исследования во всех областях науки при соблюдении свободы научного творчества. Это прежде всего означает, что ученые сами выбирают темы для своих проектов.
DFG распределяет государственные средства в соответствии с Конституцией страны. Поскольку Общество завоевало доверие всех партий, оно может выступать от имени государства, не согласуя с ним распределение ассигнований.
В ряде руководящих органов Общества вместе с учеными работают представители государства и земель, но они почти никогда не высказываются по научным вопросам, ограничиваясь участием в решении финансовых проблем.
Решения DFG о финансовой поддержке проектов, поступивших из университетов и научно-исследовательских институтов, считаются в Германии показателем уровня исследований и квалификации сотрудников этих организаций.
Расходная часть бюджета DFG , в основном, складывается из трех программ: индивидуальные гранты (37%), приоритетные программы (16%), и центры научного сотрудничества (27%). Существует также программа поддержки молодых исследователей.
Общество разработало метод среднесрочного планирования при принятии решений по приоритетным программам и центрам научного сотрудничества, что придает им определенную направленность. Это планирование, как и экспертиза, осуществляется самими учеными.
Генеральная ассамблея
Членство в DFG доступно для всех университетов, других исследовательских организаций, академий наук и научных ассоциаций. В 1993 году в число членов Общества входила 81 организация. Чтобы войти в Общество, организация должна постоянно вести исследования по широкому кругу проблем на высоком научном уровне и работать не по заказу государства или промышленности.
Генеральная ассамблея включает в себя по одному представителю от каждого из этих членов. В нее входят президенты крупнейших вузов, академий, а также институтов Общества Макса Планка и Общества Фраунгофера и некоторых крупных научных центров. Ассамблея намечает генеральное направление деятельности DFG, заслушивает и утверждает ежегодный научный и финансовый отчеты, утверждает состав Исполнительного комитета, выбирает президента и других членов Исполнительного комитета и Сената и утверждает структуру экспертных комитетов. Генеральная ассамблея собирается под председательством президента.
Исполнительный комитет
Исполнительный комитет включает в себя президента и почетных вице-президентов, число которых определяется Генеральной ассамблеей. Согласно германскому законодательству президент и генеральный секретарь DFG являются главной исполнительной властью.
Президент представляет DFG внутри страны и за рубежом, а также председательствует на заседаниях секций. Вице-президенты могут исполнять те же обязанности от лица президента. Исполком собирается регулярно для решения всех важнейших вопросов.
Президент и вице-президенты избираются Генеральной ассамблеей на три года с возможностью досрочного переизбрания.
Административный аппарат Общества насчитывает около 600 сотрудников.Расходы на содержание аппарата составляют примерно 3,5 % бюджета DFG.
Сенат
Сенат DFG - орган, формирующий его научную политику. Он определяет основные направления развития науки, поощряет процессы научной интеграции, согласует деятельность земель и фе
дерального правительства, парламентских и общественных организаций с научными организациями, представляет научные интересы Германии на международной арене. Сенат может образовывать комитеты и комиссии, члены которых могут и не быть членами Сената.
Сенат состоит из 36 членов. Президенты германской конференции ректоров, Академии наук и Общества Макса Планка, а также председатель Совета по науке являются его постоянными почетными членами, остальные избираются сроком на три года Генеральной ассамблеей. Одна треть из них ежегодно переизбирается. Хотя соотношение между различными направлениями исследований не постоянно, тем не менее Сенат стремится к достижению сбалансированности мест в соответствии с различными отраслями науки. 15 своих членов Сенат избирает в комитет по грантам.
Наблюдательный совет
Наблюдательный совет включает в себя Сенат, 6 представителей федерального правительства, представителей земель и 5 представителей Ассоциации помощи науке в Германии. Он отвечает за бюджетное планирование DFG. Ежегодные научный и финансовый отчеты представляются Генеральной ассамблее вместе с комментариями Наблюдательного совета. По предложению Исполнительного комитета Наблюдательный совет назначает Генерального секретаря DFG.
Комитет по грантам
Комитет по грантам принимает конкретные решения, касающиеся финансовой поддержки научно-исследовательских проектов. Комитет включает в себя 29 членов, 15 из которых избираются из Сената, по 6 членов от федерального правительства и земель, 2 члена - от Ассоциации помощи науке.
Экспертиза проектов
Поддержка научных исследований DFG основана на экспертизе проектов, причем для трех типов программ используются различные методы экспертизы. В экспертизе участвуют несколько сот ученых-экспертов и комитеты, принимающие решения. Эксперты выдвигаются научными обществами и избираются на 4 года тайным голосованием. Последние выборы состоялись в 1993 году уже после объединения Германии. В настоящее время в рамках DFG работает 36 экспертных комитетов по направлениям науки. Эксперты могут работать не более двух сроков, т.е. не более 8 лет.
Ученый излагает свой замысел в письменном виде, отражая достигнутый мировой уровень, свои предварительные результаты, цели исследования и пути их достижения. Приводится также смета затрат на выполнение проекта, которая может включать затраты на содержание персонала, командировки, материалы и приборы. При экспертизе оценивается лишь научное качество проекта, но при условии, что он отвечает формальным требованиям.
Заявка направляется двум независимым анонимным экспертам, а в некоторых случаях, по решению Главного комитета DFG, особому эксперту - авторитетному ученому. Экспертные заключения вместе с материалами заявки передаются председателю экспертного совета, который дает рекомендацию о выделении средств. Окончательное решение о финансировании проекта принимает Главный комитет DFG, заседания которого происходят 7 раз в год.
Индивидуальные гранты
Индивидуальные гранты традиционная для DFG форма. Любой квалифицированный исследователь может в любое время обратиться с ходатайством о выделении гранта на исследовательский проект в любой области науки. Планирования или тематических ограничений не существует. В 1992 году поступило 8034 заявок на индивидуальные гранты из которых 5113 (64%) были удовлетворены.
Грант выдается ученому (а не университету).
Продолжительность индивидуального гранта - 2 года. Продление (на срок до 5 лет) возможно после представления отчета и новых предложений на экспертизу.
Результаты работы должны быть опубликованы.
Приоритетные программы
Приоритетные программы финансируются начиная с 50-х годов и направлены на поддержку кооперации между исследователями из разных организаций. Финансирование по таким программам выделяется на сроки от 5 до 10 лет. В 1993 году существовало 120 приоритетных программ, в среднем каждая из них включала по 17 исследовательских проектов.
Из средств на индивидуальные гранты и приоритетные программы в среднем три четверти тратится на оплату труда и одна четверть - на материалы и оборудование, а также на командировки.
Центры научного сотрудничества
Центры научного сотрудничества или "особые исследовательские центры" возникли в конце 60-х годов для организации сотрудничества между университетами, землями, федеральным правительством.