Шифр специальности:
19.00.13 Психология развития, акмеология
Формула специальности:
Содержанием специальности 19.00.13 – «Психология развития, акмеология» в области психологических, педагогических наук является:
- теоретико-методологический и исторический анализ основных понятий, концепций и исследований психического развития;
- исследование процессов развития и формирования психики человека на разных ступенях жизненного цикла (от пренатального периода, возраста новорожденности до зрелости, старения и старости);
- исследование социальной и биологической детерминации психического развития человека;
- изучение культурно-исторического развития психики, сравнительное изучение развития психики в разных культурах, развитие психики в антропогенезе и сравнительное изучение биологического и исторического развития психики;
- изучение объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих прогрессивному развитию и реализации потенциалов человека;
- изучение закономерностей и механизмов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития;
- разработка методов исследования и диагностики психического развития человека; разработка нормативных показателей психического развития;
- разработка методов психологического сопровождения и оптимизации показателей развития на всех этапах онтогенеза и жизненного пути;
- изучение эффективности методов психологического сопровождения развития;
- изучение особенностей деятельности практических психологов по сопровождению развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности.
Объектом исследования и формирования являются специфически человеческие особенности психической регуляции активности индивидуальных и групповых субъектов в зависимости от закономерного влияния разнообразных факторов на тех или иных стадиях психического развития.
Если в исследовании преобладает констатирующий подход (установление фактов, закономерностей), оно может быть отнесено к психологическим наукам; если выражен нормативно-ценностный, проектировочный, формирующий подход, работа может быть отнесена к наукам педагогическим. Это различение является не строгим и отдается на усмотрение диссертационных советов.
Области исследований:
1. Общие направления психологии развития и акмеологии:
1.1. Историко-методологический анализ исследований в области психологии развития. Анализ деятельности выдающихся ученых, научных организаций, разрабатывающих проблемы психологии развития.
1.2. Методологический, историко-научный анализ понятий «развитие», «рост», «изменение», «созревание», «возраст» (биологический, хронологический, социальный, психологический), «норма и аномалия развития», «нормативное и девиантное (непутевое) развитие» и т.п.
1.3. Историко-научный анализ фактов и понятий, характеризующих «детство», «юность», «молодость», «взрослость», «старость» и микровозрастные периоды этих составляющих жизненного цикла.
1.4. Движущие силы и источники психического развития человека на разных ступенях жизненного циклах.
1.5. Закономерности психического развития в онтогенезе Целостность онтогенеза и преемственность стадий развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония. Процессы акселерации и ретардации.
Сенситивные и критические периоды развития. Возрастные нормативные кризисы развития. Ненормативные кризисы (биографические, профессиональные, травматические).
1.6. Проблема соотношения биологической и социально-исторической обусловленности развития. Проблемы психогенетики развития.
1.7. Факторы социальной среды: условия жизни, культуральные факторы, поведение матери и ближайшего окружения. Роль воспитания, обучения и ведущей деятельности в психическом развитии человека. Активность личности, Я-концепция, общие способности и одаренность как факторы развития личности. Личность как субъект развития.
1.8. Механизмы психического развития. Механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения, как факторы, помогающие процессу развития.
1.9. Движущие силы, источники развития и пути формирования субъектов деятельности (индивидуальных и групповых). Вопросы соотношения возрастного и функционального развития (в связи с разными деятельностями и на разных возрастных ступенях).
1.10. Развитие возможностей функционирования субъектов (индивидуальных и групповых) за счет усвоения ими общественного опыта, действий, образов, понятий. Профилактика, коррекция и оптимизация развития индивидуальных и групповых субъектов деятельности на основе возможностей научения, обучения, воспитания, специальных формирующих методик («техник», «технологий»).
1.11. Стратегии и методы исследования развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности в той или иной социально значимой области, а также групповых субъектов активности.
1.12. Разработка методов психологического исследования и психодиагностики развития.
1.13. Разработка исследовательских программ и методов психологического сопровождения развития: психологической коррекции, индивидуального, группового, семейного консультирования, развивающих и обучающих программ.
2. Основные проблемы психологии развития:
2.1. Вопросы оснований периодизации психического развития в онтогенезе человека.
2.2. Особенности психического развития человека в пренатальном периоде и младенчестве Кризис новорожденного. Механизмы адаптации новорожденного. Психологическая готовность к материнству. Особенности эмоциональной жизни младенца. Феномен госпитализма.
2.3. Психическое развитие человека в раннем возрасте. Кризис трех лет (причины, проявления, пути разрешения).
2.4. Психическое развитие человека в дошкольном возрасте. Особенности развития Я-концепции, полоролевой идентификации. Условия усвоения дошкольником нравственных норм и особенности формирования нравственных чувств, этических эталонов и самооценки. Формирование готовности к обучению. Кризис семи лет. Семейная депривация и ее влияние на развитие ребенка.
2.5. Психическое развитие человека в младшем школьном возрасте.
Рефлексия, анализ, планирование действий как важные новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности, особенности Я- концепции, самооценки младшего школьника. Развитие эмоционально- волевых процессов и качеств, особенности усвоения моральных норм, понятий, правил поведения.
2.6. Адаптация ребенка к школе как освоение новой социальной ситуации.
Место и значение видов деятельности в психическом развитии (игра, спорт, занятия художественной деятельностью, посильные формы труда и др.).
Социальная жизнь младшего школьника. Особенности психического развития при разных вариантах обучения.
2.7. Психическое развитие в подростковом возрасте. Половое созревание и социализация. Формирование личности.
2.8. Развитие познавательных мотивов, процессов познания, отношения к учебным предметам у подростков. Значение внеучебных видов деятельности для психического развития. Личностное и профессиональное самоопределение.
2.9. Значение и роль общественных, культурных условий, общения со сверстниками и старшими в социализации подростка. Индивидуальные и половые различия в особенностях психического развития подростков. Кризис подросткового возраста.
2.10. Психическое развитие человека в юношеском возрасте.
Формирование профессиональной направленности и процессы профессионального самоопределения как новообразования возраста юности.
Направленность на самовоспитание и самообразование, возрастание способности к саморегуляции.
2.11. Особенности общения и принадлежности к группе в юности.
Значение и роль «молодежных субкультур» для психического развития.
Любовь и дружба, мечты, идеалы в возрасте юности и их значение для психического развития. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Причины девиантного, асоциального поведения и пути их предупреждения. Особенности воспитательно-учебной работы с девушками и юношами.
2.12. Молодость (ранняя взрослость) как начальный период взрослости.
Направленность на формирование устойчивой структуры жизни. Принятие социальной ответственности, овладение профессией, Вступление в брак, формирование материнской, отцовской позиции.
2.13. Динамика психофизиологических и сенсорно-перцептивных функций взрослого человека. Факторы сохранности психофизиологических функций в период взрослости. Особенности развития аттенционных, мнемических и мыслительных функций.
2.14. Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период взрослости. Основные задачи разных периодов взрослости. Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни. Основные направления самоактуализации взрослого.
Жизненный путь человека как история субъекта и личности. Типологии жизненного пути. Кризисы периода взрослости.
2.15. Период геронтогенеза. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Факторы продолжительности жизни. Динамика развития интеллектуальных функций в поздних возрастах. Роль личности и субъекта деятельности в динамике старения. Коммуникативный потенциал в период старения. Психологический витаукт. Подготовка к постпрофессиональной жизни. Потенциал трудоспособности и долголетие. Направления самоактуализации в позднем возрасте. Качество жизни пожилых людей.
2.16. Кризис позднего возраста и особенности его протекания.
Психологическая поддержка пожилых людей. Проблема психологической помощи престарелым и безнадежно больным людям. Культурные традиции отношения к смерти и достойного ухода из жизни.
3. Основные проблемы акмеологии:
3.1. Методологический, историко-научный анализ понятий, обозначающих высшие стадии, качества, уровень развития и его разнообразные характеристики («акме», «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «культура»), разные характеристики способа самой изменяющейся, совершенствующейся системы («организация», «регуляция», «конструктивность», «оптимальность», «проектирование» и т.д.), специфику законов акмеологии («алгоритм», «стратегия», «рефлексия» и т.д.), способ использования человеком своих природно-жизненных ресурсов («индивид», «организм», «работоспособность», «трудоспособность», «дееспособность», «цена деятельности», «длительность трудовой жизни», «карьера», «профессиональное долголетие» и т.д.).
3.2. Прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества. Взрослость и зрелость.
3.3. Научное освещение феноменологии акме, определение его сущностных характеристик, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, описание ее статуса, места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик феномена акме на уровне индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности, группы, общности.
3.4. Выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии.
3.5. Личность как субъект акмеологического развития. Саморазвитие и самореализация как компоненты акмеологического развития. Самость как феномен системной целостности «человек». Самость и субъектность.
Феномены самости.
3.6. Культура как механизм и интегральный показатель акмеологического развития человека.
3.7. Формирование субъекта деятельности в период «акме». Стадии профессиональной жизни. Кризисы профессионального развития и факторы их преодоления. Динамика становления профессионализма и условия достижения вершин профессионального мастерства. Возможности обучения в зрелых возрастах.
3.8. Проблема разработки и усвоения алгоритмов продуктивного решения профессиональных задач и путей овладения мастерством, профессиональной культурой (в разных профессиях и на разных ступенях взрослости).
3.9. Факторы расцвета творческой активности и профессиональной деятельности.
3.10. Проблема достижения взрослым человеком профессиональных вершин (в разных областях приложения сил).
3.11. Проблема соотношения календарного возраста и наивысших достижений человека в деятельности.
3.12. Вопросы самопознания, саморегуляции, самосозидания человека как профессионала.
3.13. Проблемы создания средств программно-целевого моделирования и прогнозирования профессиональной деятельности.
3.14. Создание диагностических и коррекционных методов, средств (в частности средств компьютеризованных), обеспечивающих оценку и совершенствование готовности индивидуальных, групповых субъектов к профессиональному обучению, профессиональной деятельности, а также обеспечивающих отслеживание процессов профессиональной адаптации и профессионального роста кадров.
3.15. Инвариантные психолого-акмеологические особенности, характеризующие успешных и неуспешных профессионалов.
3.16. Проблемы развивающих методов, стимулирующих самопознание, самокоррекцию профессионалов, их рефлексивную саморегуляцию, самоорганизацию, проявления творчества.
3.17. Вопросы обеспечения интенсификации профессионального самостановления и саморазвития средствами деловых, имитационных, организационно-деятельностных игр (в разных профессиях и на разных ступенях взрослости).
3.18. Проблема средств (в частности компьютеризованных), обеспечивающих раскрытие творческих возможностей, интенсификацию эвристического мышления и других ценных качеств, развитие профессиональной культуры.
3.19. Проблемы изучения и описания различных видов профессиональной деятельности.
3.20. Проблемы выработки стратегий смены профессий, непрерывного профессионального образования, внедрения психологических акмеологических знаний в практику.
3.21. Прослеживание общего, особенного и единичного в достижении малыми и большими общностями своих акме и описание и классификация основных характеристик этих акме.
3.22. Качественное и количественное своеобразие общностей людей, организаций на разных ступенях их развития (прежде всего, в аспекте возникновения благоприятных или противодействующих условий для наивысших социально значимых достижений).
3.23. Теория и практика создания психологических, акмеологических служб, ориентированных на оптимизацию психического развития человека на разных стадиях этого процесса.
3.24. Проблемы и направления, связанные с подготовкой специалистов в области психологии развития, акмеологии.
Отрасль наук:
психологические науки
педагогические науки